| |||
Биография
|
"Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесенными. Не занимаясь пустой болтовней, Пойми все на практике. " Уэсиба Морихей Название "Айкидо" официально появляется в феврале 1942 года. До этого искусство было известно под различными названиями, хотя сущность его оставалась неизменной. Подробную историю Айкидо можно узнать из биографии Основателя, написанной мною на японском языке (Айкидо кайсо, Уэсиба. Морихэй дэн. Токио: Коданся, 1977). Отец Мастера Уэсиба, Мороку, был довольно процветающим землевладельцем, который занимался также рыбным и лесным делом. Он был уважаем жителями его общины и служил в деревенском и городском советах в Нисинотани и Танабэ (префектура Вакаяма). Юный Уэсиба почитал своего отца, а тот, видя большие способности своего сына, оказывал ему максимальную материальную и моральную поддержку для осуществления его амбиций. Сын, однако, чувствовал, что он недостаточно оправдывает ожидания отца, и в 1901 году, в возрасте 18 лет, отправился в Токио, где он краткое время изучал бизнес. На следующий год он открыл Универмаг Уэсиба, торговавший школьно-письменными принадлежностями, но вскоре он заболел, а его маленький бизнес прогорел. Вскоре после этого молодой Уэсиба вступил в Японскую Императорскую Армию и сражался в русско-японской войне (1904-1905), стал сержантом и получил почетную отставку. Затем, в 1912 году, когда ему было 29 лет, собрал 54 семьи, состоящие из более 80 человек, из своего родного городка и основал новое поселение в Ширатаки, на самом северном и холодном, а потому практически не заселенным в то время ( нечто вроде нашей Сибири), острове Хоккайдо. Эта префектура тогда только начинала развиваться, и поэтому власти содействовали поселенцам, которые хотели заниматься земледелием. В течение семи лет, как руководитель новой колонии, он занимался земледелием, служил в городском совете и всячески содействовал развитию региона Ширатаки. Хотя он и показал определенный талант к руководству, но все же чувствовал, что не оправдывает надежд отца. Смерть отца, неожиданно для него последовавшая после болезни в январе 1920 года, глубоко потрясла Уэсибу. Бросив все дела на Хоккайдо, он вернулся домой в состоянии глубокой психической подавленности. Затем произошло поистине эпохальное событие - будущий О Сенсей познакомился с Дегучи Онисабуро, харизматическим религиозным учителем синтоистской секты Омото Ке. Под опекой этого великого учителя Основатель жил в Штаб-квартире Омото в Аябэ, префектура Киото, выполнял синтоистские медитативные и очистительные ритуалы и содействовал распространению этой новой религии. Восемь лет в Аябэ (до отъезда в Токио в 1927 году) были решающими годами в духовном развитии Основателя. В это время он изучал философию синто и постигал концепцию кото - дама (буквально - слово "дух" ). После смерти отца и во время пребывания в Аябэ Основатель целиком посвятил себя будо, прежде всего - благодаря одобрению Дегучи. До этого он занимался несколькими боевыми искусствами, включая фехтование на мечах в школе Шинкагэ, дзюдзюцу в школах Дайто и Кито и др. Наиболее заметным из его достижений стало получение высшего аттестата школы Дайто от Мастера Такэда Сокаку, которого Основатель случайно встретил в гостинице на Хоккайдо в 1915 году, когда ему было 32 года. Именно это дзюдзюцу открыло Основателю глаза на глубокий смысл боевых искусств; принципы Дайто отличаются от принципов Айкидо, но многие их техники сходны. Причина, по которой Дегучи содействовал сосредоточенности Уэсибы на боевых искусствах, была в том, что он знал о богатом и разнообразном опыте Основателя в будо и подозревал, что этот путь наиболее подходит к его темпераменту, способностям и чаяниям. Он посоветовал ему превратить часть своей резиденции в Аябэ в додзё. Отнесясь к этому совету серьезно, Основатель открыл скромное Уэсиба Додзе с 18 татами. Уэсиба Додзе изначально было предназначено для молодых людей из секты Омото, но имя Уэсиба Морихэя, "Мастера будо из Аябэ", стало широко известно, и в додзё стали поступать и приезжие, из которых наиболее обещающими были молодые морские офицеры из близлежащего порта Майдзуру. Слава Основателя постоянно ширилась, к нему начали приезжать ученики из Токио и других отдаленных краев Японии. Приблизительно в 1920 году Мастер Уэсиба серьезно задумывается об учреждении своей собственной независимой формы будо, и в 1922 году он провозгласил Айки-будзюцу как новый вид боевого искусства. Как явствует из слова "будзюцу", оно придерживалось принципов и техник старых боевых искусств и несколько отличалось от нынешнего Айкидо. Так основатель впервые использовал слово "Айки" как специальный термин. В традициях различных будо можно найти разрозненные упоминания о противопоставлении (ай) ки противнику в бою, но это сложное слово использовалось впервые. Можно найти и упоминания об айки-дзюцу, но это было психологическое понятие, не являвшееся существенным в боевых искусствах. В современных книгах упоминается об искусстве ки-айдзюцу, популярном среди простых людей, но речь идет о психологической системе, не имеющей ничего общего с будо. Хотя выбор нового понятия "Айки" связан, вероятно, с определенным влиянием школ Кито и Дайте, обе из которых основаны на принципе инь и ян и на применении ки, решающим фактором здесь были упражнения самого Мастера Уэсиба в будо, его жизненный опыт и осознание ки во время пребывания в Аябэ. Наиболее важное влияние оказало овладенue кото-дама, о чем Основатель постоянно упоминал в лекциях, записях и инструкциях в более поздние годы. Название "айки-будзюцу" не было сразу принято. Вместо него люди предпочитали называть новое будо "Уэсиба-рю" или "Уэсиба-рю Айки-будзюцу". И все же слава Мастера Уэсиба по-прежнему продолжала распространяться по стране. Поворот произошел в 1924-1925 годах, когда, как упоминалось выше, он отправился в экспедицию во Внутреннюю Монголию и вскоре по возращении, приняв вызов на поединок от молодого морского офицера в Аябэ, познал сума-кири, чистоту сознания и тела, которая соединяет ки вселенной с ки человека. Ему было сорок с небольшим лет, и с этого момента начинается формирование его боевого искусства. Мы можем сказать, что 1924-1925 годы означают начало духовного развития Айкидо, потому что с этого момента Мастер Уэсиба постоянно утверждал, что "истинное будо есть путь великой гармонии и великой любви ко всему живому" и что каждое движение есть проявление единства ки-сознания-тела. Осенью 1925 года, после неоднократных просьб своего покровителя, адмирала Такэсита Исаму, Основатель приехал в Токио и устроил выступление перед избранной аудиторией, где присутствовал и тогдашний премьер-министр граф Ямамото Гоннохёэ. Граф Ямамото был глубоко впечатлен выступлением Основателя и устроил его специальный 21-дневный семинар во дворце Аояма для экспертов по дзюдо и кэндо высокого ранга. Весной 1926 года он снова был приглашен адмиралом Такэсита в Токио и проводил уроки айки-будзюцу для служащих Императорского Хозяйственного Департамента, армейских и морских офицеров и выдающихся фигур в политической и деловой жизни. В 1927 году по настоянию адмирала Такэсита и Дэгучи Онисабуро он покинул навсегда Аябэ и переселился в Токио. За следующие три года он открыл несколько додзё в токийском районе Чиба и давал инструкции по айки-будзюцу многим людям, включая и экспертов высокого ранга в других боевых искусствах. Это были знаки признания нового будо как чего-то большего, чем обычное воинское искусство, и некоторые начали для описания его использовать термин "Айкидо". В октябре 1930 года Коно Дзигоро, основатель Кодокан Дзюдо, увидев искусство Мастера Уэсиба, признал его идеальным будо и даже отправил к Основателю нескольких своих лучших учеников. Несмотря на попытки ввести правила отбора, число учеников продолжало расти, и Основатель столкнулся с потребностью в более крупном додзё. В 1930 году он основал новое додзё в Вакамацу-тё, Токио, сначала арендуя площадь, а затем - купив ее у семьи Огасавара. Новый тренировочный центр, названный Кобукан Додзё, был завершен в апреле 1931 года. Нынешняя Штаб-квартира Айкидо находится в том же месте. В 1936 году Основатель решил, что пришло время установить четкие границы между старыми боевыми искусствами и его искусством из-за философских и духовных элементов, включенных в новое будо. Чувствуя, что сущность его нового искусства сильно отличается от старой традиции воинских искусств, он отказался от названия "будзюцу" и переименовал его в "айки-будо". Этот необходимый и неизбежный шаг открыл будущее перед новой школой. Как создатель новой системы боевого искусства, он чувствовал сильную ответственность за то, чтобы открыть путь в него для всех интересующихся, юридическом признании его организации под названием "Кобукай". Официальное признание Айкидо в следующем году отмечает начало Золотого Века Айкидо. Количество занимающихся возрастало, а имя Мастера Уэсиба стало как никогда известным. Начало войны на Тихом океане в декабре 1941 года и резкий поворот к милитаризму в японском обществе не могли не помешать росту Айкидо. Так как большинство молодых людей ушло в армию, количество занимающихся резко сократилось. Одним из шагов правительства по мобилизации страны был указ об объединении групп различных боевых искусств в единую организацию под контролем государства. В 1942 году различные школы дзюдо, кэндо и других боевых искусств объединились в форме Ассоциации Воинской Доблести Великой Японии. Хотя Основатель не высказал своих возражений против этой правительственной директивы, он был определенно несчастен от того, что будо, развиваемое им как отличное от других форм боевых искусств, вынуждено было стать частью подобной организации. Не желая, чтобы новое будо стало просто одной из форм боевого искусства, он пришел к ощущению, что название "Кобукан Айки-будо" лишь подчеркивает, что речь идет просто о ветви или стиле под названием "Кобукан" какого-то боевого искусства. Он решил употребить новое название "Айкидо", чтобы отличать свое искусство как уникальную и своеобразную форму будо, и вступил в Ассоциацию с новым названием своего искусства. В феврале 1942 года слово "Айкидо" было официально признало как название школы Основателя. После зарождения Уэсиба Дзюку в Аябэ прошло двадцать два года. |
на главную страницу |